Перед тем, как начать поиск франчайзора или франчайзи по выбранному направлению, необходимо понимать специфику работы по франшизе. Франчайзор (тот, кто продает франшизу), сохраняет контроль над основными направлениями работы (маркетинг, сбыт, оформление торговых точек и пр.). Он также имеет право отказать покупателю франшизы, если по каким-то параметрам франчайзи (покупатель франшизы) ему не подходит. Идеальный франчайзи, с точки зрения распространенных стандартов – это предприниматель, который может сам принимать решения и вести бизнес, но строго в заданной линии развития.
Иностранные франчайзоры строго следят за соблюдением прописанных стандартов, вплоть до выбора поставщиков, в РФ работа в рамках франшизы ведется намного свободнее.
В России при поиске компании-франчайзора большинство потенциальных инвесторов отдают предпочтение не известности бренда и репутации компании (как, например, за рубежом), а доходности вложений и доступности технологий передаваемого бизнеса.
И франчайзи, и франчайзоры ищут партнеров на специализированных выставках, где представлены франшизы, профильных семинарах и конференциях. Информация о франшизе также размещается на корпоративном сайте компании (как правило, указана лишь общая информация, а развернутое предложение уже высылается по запросу потенциального партнера). Посредниками, которые помогают компаниям находить франчайзи, являются специализированные консалтинговые фирмы.
На специализированном сайте, где подобраны франшизы, можно найти предложения, сгруппированные по направлениям, просмотреть различные варианты в конкретно выбранном сегменте, сравнить условия и финансовые выгоды. Франчайзор может разместить на таком ресурсе свое коммерческое предложение в соответствующей категории, с подробным описанием преимуществ, с фото и видеоматериалами, контактной информацией.
Франчайзор при выборе франчайзи также сталкивается с рядом сложностей, т.к. заключая договор не менее, чем на три года, также рискует выбрать неэффективного партнера.
К сожалению, российские франчайзи зачастую не так дисциплинированы, как их западные коллеги. Имеет место непрозрачность бухгалтерии, нарушение договорных обязательств и другие проблемы, которые нарушают партнерские отношения. Для решения таких моментов рекомендуется более развернуто составлять договора, особенно в части обязательств обоих партнеров.
С помощью профильного ресурса также можно больше узнать о предложениях по франшизе. В России есть такая тенденция, как представление недостоверной информации о франшизе с целью выманить деньги с инвестора и далее предоставить его самому себе. Либо завысить первоначальную стоимость инвестиций, которая будет несоизмеримой с теми выгодами, которые получит франчайзи при заключении франчайзингового договора. Некоторые также пытаются продавать оборудование или технологии, прикрывая это понятием «франшиза».
Чтобы вести бизнес по франшизе, внимательно изучите предложения крупных компаний, работающих в этом сегменте. Прочтите отзывы, пообщайтесь с действующими франчайзи, внимательно изучите франчайзинговый договор и бизнес-план.
Несколько советов для тех, кто ищет реальную франшизу, а не фейк: